Перейти к содержимому

Заповедные места — Кологрив, Шаблово, Илишево

Кологрив от Костромы находится очень далеко. Не по километражу – он сравним с расстоянием до Москвы и даже поменьше, а по ощущениям во время поездки. Это тот самый случай (особенно после того, как проезжаешь Мантурово), когда дорог, нет, а есть направления. Тряска в маршрутке такая, как на корабле во время шторма, пассажиры сантиметров на десять подскакивают от кресел, а лёгкий багаж так и стремиться улететь с багажных полок. Впрочем, хорошо ещё, что сейчас вообще ходит рейсовый автобус! Говорят, долгое время его не было – и регулярная транспортная связь с Костромой отсутствовала. Но съездить в этот край обязательно стоит, потому что место это – как сам город, так и близлежащие деревни Шаблово и Илишево – удивительное. Создаётся ощущение путешествия во времени – этак в 70-80-е годы ХХ века.

Кологрив – городок невысокий, в самом центре большинство домов – не выше двух этажей, что интересно, много деревянных зданий. Обычно это более характерно для деревень, чем для городов, даже уездных. И очень мало машин: вечером идёшь по городу, по центральной его части – разве один-два автомобиля за час проедут. Зато и проезжая часть – ровная-ровная, видимо, в силу небольшой нагрузки. А тротуары, напротив, такие, будто по ним каждый день рота солдат марширует… Но это всё не так важно. Важно ощущение какого-то сельского, далёкого, давнего мира, сохранившегося духа русской глубинки, какого-то невероятного спокойствия, размеренности, простора – даже в городе. Пробегают многочисленные самостоятельные собаки и кошки всяческих размеров и мастей, но неизменно дружелюбные. Ещё не село солнце, но уже взошла полная луна, дорога поднимается в гору, с неё на скорости мчится местная жительница на велосипеде. Поблескивают в закатных лучах купола небольшого храма, за окошками, обрамленными резными наличниками алыми сполохами цветёт пресловутая провинциальная герань… Удивительная, непривычная атмосфера после города, набитого машинами, асфальтоукладчиками, собаками в намордниках на поводках и людьми «в футлярах» с масками равнодушия на лицах.

В центре города – большой пруд с утиными выводками; почти зеркальная поверхность воды, обрамленная жёлтыми ирисами, отражает вековые сосны, растущие на одном из берегов. А напротив – белокаменная дворянская усадьба. Так и представилось, как к её крыльцу – старинному, с деревянными столбами-опорами, подъезжают кареты, гости в пышных нарядах выходят и поднимаются по широченной лестнице в бальную залу, а после выходят на балкон с резным чугунным литьём и любуются на открывающийся взору пейзаж... Мысленное погружение из 80-х – сразу в XIX век, буквально мгновенное! …Сейчас в усадьбе расположена городская администрация, реставрация, как я понимаю, не проводилась, изменена историческая планировка, многие фрагменты лепнины и барельефы закрашены масляной краской, к счастью, ещё не сбиты, хотя частично повреждены… Очень жаль! Такое историческое, красивое здание стоило бы восстановить и сделать элементом культурной жизни города, например, разместив в нём музей уездного дворянского быта.

Приятно летним вечером прогуляться по Кологриву – спокойно, неспешно. Да и ранним утром городок, залитый солнцем, хорош. Но главное, всё-таки, зачем стоит приехать в этот край – это места, связанные с художником и писателем Ефимом Честняковым, и люди, которые сохраняют память о нём уже долгие годы. Не так уж много в русской истории людей, к которым и спустя десятилетия продолжают обращаться по имени. Я знаю два таких случая – Окуджава и Честняков. Никакими официальными туристическими программами, никакими директивами не внедрить в народную речь фразы «Мы были у Булата», «Мы отправились в гости к Ефиму», когда речь идёт о посещении музеев - для этого необходимо глубокое уважение к личности творца, граничащее с пиететом.

27 июня в Шаблово приехали гости из Кологрива, Костромы и Москвы, чтобы вспомнить этого неординарного человека в день его памяти. Сначала отправились в деревню Илишево, где проходила служба в сельской церкви, построенной не так давно рядом со старинным, пока ещё не восстановленным краснокирпичным храмом ХVIII века. На службу отправились, в основном, местные жители, а для тех, кто приехал в Кологрив издалека, была проведена очень интересная экскурсия по Музею сохранённой памяти Верхнеунжья, основанном в 2016 году и официально открытом в ноябре 2017. По четырём небольшим залам, чуть ли не вплотную заставленным экспонатами, провёл гостей хозяин музея – Павел Романец. Удивительно, что в маленьком здании хранится более полутора тысяч предметов культуры и быта местных жителей – с середины девятнадцатого века до совсем новых артефактов. Здесь есть и орудия труда сельских жителей – серпы, косы, жернова для помола зерна, и ремесленнические орудия – сапожников, плотников, рукодельниц, и книги – учебные, научные, художественные, некоторым из которых уже перевалило за сотню лет. Отдельные музейные стенды посвящены наиболее выдающимся местным жителям – дворянам, хозяйственникам, писателям. А последний, четвёртый зальчик оформлен как горница деревенской избы середины двадцатого века – здесь и традиционные старинные вышивки, и тогдашние технические новинки вроде большой радиолы, стоящей на искусно сделанной салфеточке. Сложно даже представить, сколько времени и сил потратил создатель музея на поиск экспонатов, подбор экспозиций, обустройство музея! Кстати, пополнение фондов продолжается и сейчас, поэтому можно ожидать, что скоро откроются новые страницы истории Верхнеунжья (к которому относятся, в частности, Кологривский и Чухломской районы Костромской области), а уже открытые станут более полными и интересными.

После музея мы отправились к могиле Ефима Честнякова. Меня удивило, насколько она ухоженная – выстроена бревенчатая беседка-навес, крест покрывает чистое вышитое полотенце, вокруг всё прибрано, стоят свечки. Сразу подумалось – какой же чистой души должен был быть этот человек, чтобы память о нём жила спустя полвека после его ухода, чтобы люди – не потомки, детей у Ефима не было, обычные посторонние люди – так оберегали всё, что связано с его именем! На кладбище было очень тихо и спокойно. А местная жительница негромко сказала: «Просите у Ефима Васильевича, что вам нужно. Он всем помогает!» Всю дорогу кто-нибудь нет-нет да и вспоминал о том, как излечивались от разных недугов обратившиеся за помощью к Ефиму. Вера в его силу в народе очень сильна, и, думается мне, не напрасно.

Далее наш путь лежал на Ефимов ключик. Целебные свойства родниковой воды известны многим, а если уж родник связан с каким-то историческим событием или славным человеком, то народная тропа к нему и вовсе не зарастает. Про этот родник говорят, что на нём Ефиму явилась Богородица и подарила свой покров, платок. К сожалению, сруб над местом, где Ефимов родник берёт своё начало, обветшал, подниматься к нему небезопасно. Надеюсь, что со временем его восстановят! Зато внизу, куда вода бежит по деревянном желобку, и куда мы спустились по очень длинной деревянной лестнице, такой длинной, что посередине даже сделана площадка со скамеечкой для отдыха, устроена очень симпатичная и уютная рубленная беседка. Водица в ключике чистая, прозрачная, не ледяная, как часто бывает с родниками, а приятно прохладная, освежающая в жару. Для желающих устроена загородка, за которой можно родниковой водой облиться – по поверью, надо вылить на себя три ведра воды, чтобы зарядиться здоровьем. После палящего июньского солнца долго не хотелось уходить от ключика!

Ну, а потом – пешком через луг, по скошенной тропинке, в Шаблово, на подворье музея Ефима Честнякова, где в июне традиционно проводится день его памяти с угощением и небольшим концертом. Меня просто поразило, как дети, занимающиеся в студии при музее, хорошо показывали театрализованные зарисовки по произведениям Ефима! В Костроме я практически не видела ребят их возраста (лет 8-10), которые так органично держаться на сцене, так чувствуют слово. А говор! Абсолютно естественно звучащий народный говор! Деревенские словечки и прозвища, обращения и восклицания были в устах этих детей живыми, родными, а не чуждыми, взятыми из книг. Это чудо, что шабловский, кологривский, костромской говор сохранён и звучит сейчас, ведь это не просто набор архаизмов и диалектизмов – это живая речь, связующая времена, не позволяющая оторваться от корней! Кроме детей, выступали и взрослые – дуэтом пели народные песни директор и научная сотрудница Шабловского музея, выступал приехавший из соседнего села женский ансамбль, в том числе, вместе с мальчиком из Честняковской студии; я прочла свои стихи о русской деревне; один из местных жителей вспомнил про Романа Обухова, возродившего Шаблово после полного запустения, когда в деревне не осталось ни одного жилого дома, и заложившего основу шабловского музея, а после спел любимую Ефимом песню на стихи Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». Небольшая сцена прямо у стены деревенской избы, солнечный июньский день, лёгкий ветерок, звучащие песни, стихи, прибаутки – всё создавало просто сказочную атмосферу. Но вдруг прозвучал вопрос одной из местных жительниц – и он касался дальнейшей судьбы музея. В первую минуту тем, кто не знаком с текущим положением дел, невозможно было поверить, что кому-то это уютное, душевное место, где занимаются сохранением нашей истории, нашей культуры может мешать, может выглядеть «лишней расходной статьёй в бюджете». Казалось бы, именно такие очаги культуры, да ещё в таких заповедно-глухих местах, как Кологривский район, должны всесторонне поддерживаться! Оказывается, в настоящий момент принято решение о выводе музея Ефима Честнякова из состава Костромского музея-заповедника и переводе его из областного подчинения в муниципальное. Надо ли говорить, что это, в первую очередь, повлечёт сокращение финансирования и так небогатого музея, в котором работают всего два человека? К тому же присутствующие рассказали, что значительную часть подлинников картин Ефима Честнякова несколько лет назад костромской музей забрал на реставрацию – и с тех пор их судьба шабловцам, отыскавшим и сохранившим полотна, неизвестна. Местные жители очень хотят, чтобы они вернулись в музей, но, похоже, надежда на это слаба. Такая ситуация – когда более крупный и сильный музей отнимает у музея поменьше исторические и культурные ценности под видом реставрации или участия в выставке, а потом не возвращает, для России, к сожалению, типична. Так было, например, и с фресками Псковского кремля, древнейшими в России – уехав «на реставрацию» в Эрмитаж они так и не вернулись домой. Что совсем нелогично – в Эрмитаже они также не экспонируются, находятся где-то в запасниках. Так и с Ефимовыми картинами… Но ведь музейное сообщество не должно жить по законам джунглей, где прав тот, кто сильнее!

…К сожалению, на посещение музея Ефима Честнякова у нас было совсем мало времени – в программу поездки оно не было включено, видимо потому, что большинство гостей Шаблово в этот день были там не впервые. Но и за те десять минут, которые сотрудница музея Светлана показала нам его, мы узнали много интересного. Деревенская изба, отведённая под музей, не является мемориальной – настоящий дом Ефима Честнякова, к сожалению, не сохранился. Однако воссоздана его «шалашка», как он называл комнату на втором (чердачном) этаже, в которой спал на сундуке, на простом соломенном матрасе. «Ефим был беден, но он и не заботился об этом, вся его жизнь была посвящена людям, потому и семью не завёл…» - развела руками Светлана. Несколько подлинных картин, написанных на холсте и на досках, копии полотен, оформленные так же, как их оформлял автор – в простых рамках из веточек, подвешенные на жерди, протянутой от стены до стены, несколько чудом уцелевших глинянок, детские рисунки, куклы… Какой-то уютный этот музей, заставляющий задуматься о том, кому посвящён он, о том, кто верил в Город Всеобщего Благоденствия – мир будущей гармонии, когда каждый будет занят своим делом и счастлив, слепил его из глины и закопал где-то – до сих пор не могут найти! «Мы продолжаем искать, пока безрезультатно, но продолжаем. Значит, время ещё не пришло… Но я уверена, что мы его ещё найдём!» - с глубокой убеждённостью сказала Светлана. И хочется вместе с ней верить в лучшее, справедливое будущее – и для музея, и для Шаблово, и для Кологрива, и для всей нашей необъятной России, широту и величие которой начинаешь осознавать, только поездив по её просторам, только посетив такие заповедные места.

1-8 июля 2018