Перейти к содержимому

Поэзия как смысл и суть любви

ПОЭЗИЯ КАК СМЫСЛ И СУТЬ ЛЮБВИ

Смотрите: вот – сцена. Пространство, на котором есть чёрный рояль, белые стулья и рыжие мандарины. Ясно, чётко, графично – кинематографично. А над всем этим парит имя поэта – Юрия Левитанского. И буквально через несколько минут зазвучат его стихи… Зазвучат так, будто соткутся из воздуха, из ожидания собравшихся в зале людей их услышать. Зазвучат так, как, наверное, могут звучать стихи только в театре Елены Камбуровой – когда каждую строфу, каждую строку, каждое слово, даже давно знакомые и проговариваемые беззвучно вместе с артистами, слышишь – как будто впервые. И каждое слово отзывается внутри так, как будто оно было только что написано – и от него идёт лёгкий пар и неподражаемый аромат, как от только что испечённого хлеба. Это удивительное сочетание новизны и знакомости, свежести и выкристаллизированности, чёткости и многослойности – это то, что погружает в поэзию Левитанского и не отпускает, пока не отзвучит последнее слово. Да и после не отпускает – вертятся в голове строчки, пробегают лёгким ознобом по коже, самопроизвольно пропеваются и проговариваются…

…В начале 2022 года в Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой был поставлен спектакль «День Левитанского» – к столетию со дня рождения поэта. Не знаю, был ли он создан для единоразового показа к юбилейной дате, но то, что эта постановка осталась в репертуаре театра – несомненная радость для театралов и любителей поэзии. Казалось бы – никакого действия, никакой игры, никакой – в любом смысле! – театральщины. И при этом полтора часа – не оторваться от сцены, не выпасть ни на секунду из этого поэтического повествования, этого гармонического многоголосия, сливающегося в один голос – голос Поэта и голос Театра. Так бывает в компании людей, находящихся на одной волне, когда любимые стихи читаются вместе – не по ролям, не по очереди, а так – один начинает, другой подхватывает, а так – хором, точнее, в унисон, а так – эхом, друг за другом. Наизусть, иногда сбиваясь, поправляя друг друга, вспоминая забытые строчки… Так читают стихи не напоказ, не на публику, а для себя и для своих. Есть у Елены Камбуровой этот талант, это чутьё нечеловеческое (или – сверхчеловеческое) – не только самой чувствовать и исполнять стихи так, что они задевают самые глубинные струны души, но и создавать такие музыкально-поэтические композиции, которые дают возможность и артистам, и зрителям прочувствовать всю красоту, трагичность, сентиментальность и естественность жизни – через поэтическое слово, через музыкальную фразу, через их гармоничное сочетание.

Даже звуки капели, даже а капельное фоновое пение, даже паузы – всё в этом спектакле является частью поэтической речи, разговора Юрия Левитанского – то ли с миром, то ли с самим собой, то ли с каждым из нас. И простота этого разговора то и дело оборачивается глубиной осознания взаимосвязи человека и мира, равнозначности, равновеликости внутреннего мира – миру глобальному. Постоянная смена оптики – с макрорежима на общий план – кинематографичность, монтажность, дающая более полное погружение в пространство и время поэзии. Говорить о стихах – и стихами – Левитанского можно бесконечно, такое бесконечное количество смыслов, образов, ситуаций, чувств они охватывают. Но о чём бы они ни были – о детстве, о войне, о зиме, о возвращении с войны, о вишнёвом саде, о запахе черёмухи – все они, так или иначе, о любви. Недаром Елена Антоновна Камбурова перед спектаклем говорила именно о любви – о своей любви к стихам Юрия Левитанского и о том, что она и артисты её театра просто делятся со своими зрителями этой любовью. А есть ли что-то важнее?..

30-31 декабря 2022