Перейти к содержимому

Современная литература: читать или читать?

Часто слышу – от знакомых и незнакомых людей – о том, что читать нужно только классику. То, что проверено временем, включено в программы и списки рекомендаций, составленных уважаемыми людьми. Не спорю, каждый уважающий себя человек, несомненно, должен знать классическую литературу – без это его невозможно назвать культурным и образованным. Но откуда взялось это самоограничение – читать исключительно классику?.. Меня всегда это удивляло, поэтому я много думала об этом, пытаясь понять логику мышления людей, отрицающих современную литературу.

Не исключено, что, читая книги, написанные много лет назад, человек пытается уйти от проблем современности, спрятаться от окружающего его мира – то есть в этом случае классика выполняет ту же роль, что фантастика, сказка или бульварный роман – создаёт некий параллельный мир, альтернативную реальность, в которую читатель сбегает из дня сегодняшнего. Кстати, возможно, поэтому из современной литературы фантастика, сказки, исторические романы вызывают наименьшее отрицание у читателей. Срабатывает эффект – о чём угодно, только б не о том, что звучит в телеэфире и заливает всё информационное пространство в Интернете. И это по-человечески понятно – срабатывает самозащита от негатива. Но, с другой стороны, если от проблем прятаться – они сами себя не решат.

Ещё одна причина отказа от чтения современной литературы, с которой я сталкивалась неоднократно – негативный опыт встречи с ней в прошлом. Кстати, особо чувствительна эта причина отказа от книг писателей-современников для детской литературы, но об этом я хочу поговорить в ближайшее время отдельно – на странице моей сказки. Да, сейчас литературная среда, с которой соприкасается читатель, стала книжным рынком – коммерческим пространством, на котором, в первую очередь, пытаются продать наиболее массовый продукт. А что в литературе таковым является? Низкие жанры (детективы, любовные романы, определённая категория фантастики, из публицистики (она же – нон-фикшн) – разоблачения, скандалы и т. п.), такой сегмент массового потребления книжно-информационного продукта уровня качества «и так сойдёт». Если автора таких произведений раскручивают, он мелькает в информационном поле, читающий человек рано или поздно на него наткнётся – и попробует почитать. И вот тут его ждёт жестокий когнитивный диссонанс: он-то собирался литературное произведение прочитать, а читает некоторый текст низкого качества, рассчитанный не на думающего человека и созданный исключительно в коммерческих целях. Да, обжегшись на молоке – дуешь на воду. И у меня было много встреч с книгами современных авторов, после которых хотелось «промыть глаза» хорошей книгой, и были мысли – незнакомых авторов больше читать не стану! Но – сколько было встреч с хорошими книгами, купленными или полученными в дар совершенно случайно? Споткнувшись на дороге, нельзя прекращать путь – надо искать «своих» авторов, настоящих и интересных.

Но самая страшная причина, по которой люди отказываются от чтения современной литературы – это душевная лень. «Я сейчас уже нового ничего не читаю, только перечитываю, что раньше читал(а) – классику вот, например, Пушкина, Толстого…» Пушкина и Толстого однозначно стоит перечитывать. Как и Достоевского, Булгакова – да много кого! В разном возрасте, в разные периоды жизни они воспринимаются по-разному, помогают по-разному. Но, с другой стороны, тот же Пушкин писал: «Жизнь коротка, перечитывать некогда!» В мире столько хороших книг, что прочитать их – никакого времени не хватит. И каждый день, когда не прочитано хотя бы несколько страниц ранее нечитанной книги – потерян для знакомства с этим потрясающим миром, который – даже если вы читаете фантастику, постмодерн и т. п. – что-то да открывает и чему-то да учит в нашем, реальном мире, в вашей жизни. Так как же можно терять эту возможность? Повторение пройденного, постоянное перечитывание прочитанного – это остановка в развитии, а тот, кто не идёт вперёд – неизбежно отстаёт. В жизни нет статичности, длительная остановка – это путь назад, деградация.

Лично для меня постоянное знакомство с современным искусством – литературой, кино, театром, музыкой – норма жизни. Без этого невозможно полноценное ощущение себя живым человеком, частью живого, современного мира. Без этого невозможно движение вперёд.

Зинаида Варлыгина, писатель, член Русского ПЕН-центра